Общественная экспертиза учебников

Каталог статей


Опыт реализации предмета «Литература Красноярского края»
    В результате принятия целого ряда законодательных и правовых документов в учебный план общеобразовательной школы были введены предметы НРК. Введение предмета «Литература Красноярского края» в основной школе происходило поэтапно: 2006-2007 — 5 класс, 2007-2008 — 6 класс, 2008-2009 — 7 класс. Количество часов – 17 в каждом классе.

Для организации учебного процесса на сегодняшний день имеется следующее:
  • стандарт, 
  • примерная программа, 
  • УМК для 5-7 классов, состоящий из авторской программы (составители Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Федюнина), книги для чтения «Мой край – мой дом», которая включает в себя не только сам литературный материал, но и путь его освоения (автор-составитель Хороброва Т.А,), поурочных разработок и рабочих тетрадей для учащихся (Стельмах Т.И. и др.),
  • художественные тексты по программе 5-7 классов в электронном варианте.
Следует назвать также вышедший в 2008 году сборник методических материалов «Опыт реализации краевого НРК государственных образовательных стандартов общего образования в Красноярском крае» под общей редакцией С.Ю. Андреевой (Красноярск: ККИПКиПРО). В сборник вошли статьи и уроки по предмету «Литература Красноярского края», проведенные в базовых школах города.

Все эти материалы доступны, находятся в информационно-библиотечном центре ККИПКиПРО, предлагаются на курсах ПК.

Можно ли говорить о каких-либо результатах, если процесс запущен частично: ведь первым пятиклассникам еще только предстоит освоить программу 7 класса? Думается, что все-таки есть основания для некоторых выводов.

Какую роль играет предмет «Литература Красноярского края» в моей профессиональной жизни? Именно так был сформулирован вопрос для уча-стников семинара «Ценностно-деятельностный подход в преподавании курса «Литература Красноярского края» в 5–7 классах», состоявшегося в декабре 2008 года в Красноярском ИПК и ППРО. Вот как отвечают на него учителя-практики.

Казакова Лариса Алексеевна, Зеленогорск.
Третий год в наших школах изучается литература Красноярья. Надо сказать, что по сути своей к этому предмету мы так или иначе обращались и раньше, изучая по крупицам на факультативных занятиях и кружках куль-турное наследие края.

Нужен ли этот предмет сегодня? Какой же любящий литературу учитель скажет нет? Мы так часто говорим о нравственных ценностях, о том, что человек должен знать и помнить свои корни, говорим о теме Дома в литературе классической. А что может стать лучшей основой для этого разговора как не региональная литература! Каким успехом будет пользоваться данный предмет у ребят, зависит от компетентности учителя.

На мой взгляд, к изучению литературы Красноярского края следует подходить очень ответственно и грамотно. В моей профессиональной деятельности появилась дополнительная возможность больше сблизиться с детьми через беседы о сокровенном, важном в родной литературе. Ребята хорошо понимают то, о чем пишут сибирские авторы, им интересно узнавать и о самобытности, и о традициях, и о характере и этике сибиряков. В этом узнавании и учитель, и дети порой шагают намного дальше, чем заявлено стандартом и программой. Сами. Без понуканий и подталкиваний. И это объяснимо: ведь говорим-то о своем, о наболевшем, исследуем родное, близкое.
Савельева Л.А., Минусинский район.
Двадцать восемь лет проработала учителем русского языка и литературы в сельской школе. Какие только предметы не вводились за это время в школе! Это и этика и психология семейной жизни, и граждановедение, и валеология. Перечень можно продолжить. И цели вроде бы ставились благие. Но проходило какое-то время, и все менялось.

А вообще-то какой должна быть конечная цель воспитания и обучения ребенка в школе? Нам всем хочется, чтобы это был человек с высокими мо-ральными принципами, чтобы пришел он во взрослую жизнь созидать, а не разрушать. По долгу своей профессии (ведь я учитель литературы!) всегда считала, что на мне лежит немалая доля ответственности за то, какого чело-века мы выпускаем в жизнь. Не зря уроки литературы считаются уроками человековедения, уроками жизни.

Когда у нас в школе ввели новый предмет «Литература Красноярского края», я обрадовалась. Все годы на уроках внеклассного чтения я с ребятами читала произведения В.П. Астафьева, И.И. Пантелеева, Н.С. Устиновича, стихи З. Яхнина, Г. Суворова. А теперь специальные 17 часов. Да, русская классическая литература богата и разнообразна. Но я вижу, как горят глаза детей, когда они читают произведения писателей-земляков.
Я – «ЗА» уроки литературы Красноярья.
Берсенева Л.В., почетный работник общего образования, ветеран труда, Красноярск.
Я человек с «приличным» стажем работы.

Получилось так, что я больше работала на выпускных классах, готовила ребят к ЕГЭ. Предмет «Литература Красноярского края» веду впервые. Не поверите, испытываю радость и истинное наслаждение. Так вот чего мне не хватало все эти годы. Деревня… Невысказанность моя о детских годах, проведенных в деревне, вдруг «шагнула» со страниц в мое «сегодня». Читаем с детьми о том, что мне близко. Я хочу сама писать, рассказывать детям о том, что видела, слышала, знаю. Говорю с ними не как о чем-то далеком, чужом, недосягаемом, а как о родном, живущем в моем сердце всегда.

Нервы стали совершенно слабые, или, действительно, настолько трогают меня произведения земляков? И то, и другое. Я многое читаю с надрывом в голосе, со спазмом в горле. Звонкая тишина стоит в такие минуты в классе. Выручают дети: зачитывают следующую фразу, помогая мне взять себя в руки.

Иными словами, литература края ассоциируется у меня с родиной, с детством, с первой любовью, с войной, которую прошел мой отец, о которой я слышала из первых уст.

Хочется иначе строить все уроки литературы, ведь началом всех начал является родная литература – литература Красноярского края. Ближе и род-нее станет Пушкин, если он «ляжет» на прочувствованное, личное.
 
 
Чегодаева Галина Анатольевна, Красноярск.
Данный предмет я преподаю второй год. В прошлом году была в расте-рянности: что? как? Затруднение вызывало еще и то, что я сама не сибиряч-ка, всего пять лет живу в Сибири. Быт, традиции, национальный характер, особенности диалекта мне не знакомы. Но ведь в других регионах произве-дения местных авторов изучаются давно, а здесь только-только начинают уделять этому должное внимание. Например, в Татарстане, откуда я родом, творчество М. Джалиля, Х. Такташа знают практически все.

Записалась на курсы, побывала на открытых уроках, почитала произве-дения авторов и – заинтересовалась.

Почему детям нравится этот предмет? На мой взгляд, во-первых, простота языка, малый объем, поэтому произведения читаются. Во-вторых, детям близка по возрасту тематика подобранных текстов. В-третьих, разнообразная деятельность, которая может быть организована при изучении произведений.
 
Перечислять можно много. Суть в том, что предмет «Литература Красноярского края» интересный и необходимый.
Ванеева Юлия Евгеньевна, победитель районного конкурса «Учи-тель года 2008», Новоселовская СОШ, Болшеулуйский район.

Я работаю в школе шестой год. Курс «Литература Красноярского края» преподаю второй год. Первое, что я для себя поняла, это то, что учусь вместе с детьми: уча – учусь. И ребят, и меня привлекает свобода в выборе форм работы, использование современных технологий. Хочется, чтобы этот предмет, стал яркой страничкой в жизни школьников.
 
Тимощенко Ольга Михайловна, г. Минусинск.
Точно знаю, что из последних семи-восьми лет моей работы в школе два года мои ученики не слушают краткий пересказ рассказа, повести, а идут в библиотеку, пусть и с трудом, но находят произведения Щербакова, Пантелеева, Астафьева и других авторов и читают их в полном объеме. И сочинения пишут свои, а не списывают из многочисленных сборников, и это есть детское творчество.

Да и самой интересно: искать, собирать информацию, не просто «ска-чав» ее из Интернета, а поговорив с теми, кто живет рядом с тобой, воспользовавшись фондами своего родного музея.

Заканчиваются 17 часов, отведенных в 5 классе на литературу Красноярского края, а ребятишки спрашивают: «В 6-м классе у нас будет такая же литература?». И в конце 6-ого повторяется то же самое. Отвечаю: «Да».
Размышления учителей свидетельствуют о том, что «Литература Красноярского края» – это нечто большее, чем предмет из школьного рас-писания. Самые главные плюсы – улучшение взаимодействий учителя, ученика и социального окружения, их совместная творческая деятельность. Если писателей и поэтов теперь чаще стали приглашать в школы, если при подготовке к уроку потребовалось побывать в музее (краевом, городском, школьном) или встретиться с очевидцами событий, – значит, не напрасны усилия, значит, можно говорить о первых положительных результатах.

Нельзя не обратить внимание на высказанную мысль о том, что возникает желание «…иначе строить все уроки литературы» (см. у Берсеневой Л.В.). Есть мнение, что литература ХIХ, ХХ веков за период долгого изучения в школе обросла очень шаблонной методикой преподавания. Сейчас, когда идут «бои за литературу», у словесников формируется мотивация сделать изучение литературы интересным, увлекательным и полезным для учащихся. Введение в Красноярском крае НРК вообще и предмета «Литература Красноярского края» в частности заставило обратиться к современным технологиям. Дефицит учебной и методической литературы, особенно острый на этапе запуска (2006 год) сыграл, как ни парадоксально, положительную роль.

Таким образом, первые результаты позволяют надеяться, что предмет «Литература Красноярского края» оправданно занимает место в системе школьного образования региона. 

Хороброва Т.А.,
доцент кафедры гуманитарного образования
КК ИПК и ППРО

Категория: Мои статьи | Добавил: kipk (11.01.2009)
Просмотров: 3377 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 10.05.2024, 03:48
Приветствую Вас Гость

Категории раздела

Мои статьи [8]
Работы учителей [1]
Работы учителей

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Учебник какого автора вы используете?
Всего ответов: 3

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта