Курс «Окружающий мир» для начальной школы в модели школы Тарасова Л.В. «Экология и диалектика» – это интегративный предмет, который включает в себя знания из биологии, географии, истории, геологии, литературы, химии, математики, музыки, родного и иностранного языка. Что дает этот предмет ребенку? 1. Раннее развитие, которое дает возможность пользоваться многими естественнонаучными понятиями и конструировать в своем сознании целостную картину мира, умение выражать свое видение реальности в рассказе, рисунке; дает возможность формирования вариативного вероятностного мышления, существенного развития познавательного интереса. 2. Приобщение к красоте. Дети учатся различать красивое и некрасивое, видеть красоту в окружающем мире. 3. Представление о своем месте в мире. Человек – это часть природы, которая не может существовать вне природы и общества. 4. Интерес к трудовой деятельности. Он проявляется в развитии желания и умения работать с книгой, формулировать вопросы и ответы на них, умения уважать свой труд и труд других людей. 5. Приобщение к доброте и открытости как к необходимым условиям формирования у детей устойчивой ориентации на сотрудничество и взаимопомощь. «Окружающий мир» решает две основные задачи: 1. Пропедевтика естественнонаучных понятий, диалектического мышления, методологических принципов современного естествознания. 2. Мотивация к познанию природы, построения целостной картины мира. В «Окружающем мире» реализуются следующие идеи современного образования: - выстраиваются причинно-следственные связи (причина наступления осени – движение Земли вокруг Солнца и изменение высоты его над горизонтом, уменьшение интенсивности освещения); взаимосвязи рассматриваются не от случая к случаю, а проходят красной нитью через весь курс; - дается понятие о строении вещества из мельчайших частиц; - рассматриваются круговороты (воздуха, воды, большие и маленькие, почвы, жизненные циклы (насекомых, растений, животных; - рассматриваются особенности времени (невозвратимое), пространства (необъятное). В модели решается проблема между громадностью фактического материала – и возможностью человека запоминать его, идет обучение не знаниям, а законам, которые управляют миром. По замыслу Тарасова Л.В., учитель перестает быть исполнителем чужих программ, он является организатором учебного процесса, а не передатчиком готовых знаний, он сам творец своих уроков, которые он создает на основе им самим усвоенных идей и законов. Дети учатся работать с дополнительной литературой, задавая и находя ответы на вопросы. Совместная продуктивная деятельность учителя и ученика дает возможность привлечь к ней и родителей, которые становятся активными участниками процесса познания детьми мира. Содержание опережает достигнутый ребенком в настоящий момент времени развития, и тем самым способствует повышению уровня актуального развития. Можно неплохо знать и уметь учиться, но не быть готовым к решению нестандартных проблем. Для решения этой задачи применяются определенные процедуры творческой деятельности: 1. Перенос знаний в новую ситуацию; 2. Видение структуры объекта; 3. Видение новой функции объекта; 4. Учет альтернатив при решении проблемы 5. Комбинирование способов при решении проблемы; 6. Создание принципиально нового способа деятельности. Учебник по данному курсу является одновременно и тетрадью, дети решают кроссворды, подчеркивают материал, выделяют разыми цветами, пишут, рисуют, сочиняют, раскрашивают. Заданий множество и они самые различные. Какие-то выполняются в классе, какие-то дома, причем по добровольной инициативе, и каждый ребенок усваивает столько, сколько он может усвоить. Учебник богат художественным, эмоциональным и информационным материалом. В него включены различного рода персонажи, выполняющие две важнейшие функции – информативно-разъясняющую и учебно-организующую. Эти учебно-игровые персонажи обеспечиваю приоритет образного ряда перед текстом в сфере воздействия на сознание учащихся. Обмениваясь короткими репликами, делая короткие замечания, они тем самым вводят в учебнике новые понятия, начинают формировать новые представления. Такой способ введения новой для ребенка информации имеет ряд достоинств: занимательность и краткость, особенно ценные в начальной школе. Персонажи вольны высказывать необычные, подчас неожиданные соображения и это развивает у обучающихся альтернативное мышление, возникает желание искать новое решение. Учебно-игровые персонажи позволяют избавиться от командно-назидательного стиля общения с детьми и перейти к совместной продуктивной деятельности. Они эффективно воздействуют на эмоциональную сферу ребенка, завладевают его чувствами, заражают эмоциями. Ребенок начинает кому-то сочувствовать, с кем-то соглашаться или кому-то возражать, он начинает сопереживать и таким образом перестает быть сторонним наблюдателем. Курс «Окружающий мир» Тарасова Л.В. создает условия для формирования у детей: 1. чувства прекрасного, 2. сопереживания всему живому и заботы о нем, 3. бережному отношению ко всему, что нас окружает, 4. анализу и оценке своих поступков, 5. ответственности за свои действия. Как показал опыт, учитель, овладевший идеями «Экологии и диалектики» относительно содержания преподавания курса о природе в начальной школе, сам достаточно сильно меняется и развивается, и в принципе, потом может организовывать творческую деятельность учеников и с другими учебными пособиями, развивать их познавательные и созидательные способности. Хотелось бы, чтобы в учебниках нового поколения больше внимания уделялось наследию великого мастера Л.В. Тарасова. | |
Просмотров: 995 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела | ||
---|---|---|
|
Вход на сайт |
---|
Поиск |
---|
Наш опрос |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Друзья сайта |
---|