Общественная экспертиза учебников

Каталог статей


ПРЕКРАСНЫЕ УЧЕБНИКИ ДЛЯ НОВОЙ ШКОЛЫ!
Курс «Окружающий мир» для начальной школы в модели школы Тарасова Л.В. «Экология и диалектика» – это интегративный предмет, который включает в себя знания из биологии, географии, истории, геологии, литературы, химии, математики, музыки, родного и иностранного языка. Что дает этот предмет ребенку?
1. Раннее развитие, которое дает возможность пользоваться многими естественнонаучными понятиями и конструировать в своем сознании целостную картину мира, умение выражать свое видение реальности в рассказе, рисунке; дает возможность формирования вариативного вероятностного мышления, существенного развития познавательного интереса.
2. Приобщение к красоте. Дети учатся различать красивое и некрасивое, видеть красоту в окружающем мире.
3. Представление о своем месте в мире. Человек – это часть природы, которая не может существовать вне природы и общества.
4. Интерес к трудовой деятельности. Он проявляется в развитии желания и умения работать с книгой, формулировать вопросы и ответы на них, умения уважать свой труд и труд других людей.
5. Приобщение к доброте и открытости как к необходимым условиям формирования у детей устойчивой ориентации на сотрудничество и взаимопомощь.
«Окружающий мир» решает две основные задачи:
1. Пропедевтика естественнонаучных понятий, диалектического мышления, методологических принципов современного естествознания.
2. Мотивация к познанию природы, построения целостной картины мира.
В «Окружающем мире» реализуются следующие идеи современного образования:
- выстраиваются причинно-следственные связи (причина наступления осени – движение Земли вокруг Солнца и изменение высоты его над горизонтом, уменьшение интенсивности освещения); взаимосвязи рассматриваются не от случая к случаю, а проходят красной нитью через весь курс;
- дается понятие о строении вещества из мельчайших частиц;
- рассматриваются круговороты (воздуха, воды, большие и маленькие, почвы, жизненные циклы (насекомых, растений, животных;
- рассматриваются особенности времени (невозвратимое), пространства (необъятное).
В модели решается проблема между громадностью фактического материала – и возможностью человека запоминать его, идет обучение не знаниям, а законам, которые управляют миром.
По замыслу Тарасова Л.В., учитель перестает быть исполнителем чужих программ, он является организатором учебного процесса, а не передатчиком готовых знаний, он сам творец своих уроков, которые он создает на основе им самим усвоенных идей и законов.
Дети учатся работать с дополнительной литературой, задавая и находя ответы на вопросы. Совместная продуктивная деятельность учителя и ученика дает возможность привлечь к ней и родителей, которые становятся активными участниками процесса познания детьми мира. Содержание опережает достигнутый ребенком в настоящий момент времени развития, и тем самым способствует повышению уровня актуального развития.
Можно неплохо знать и уметь учиться, но не быть готовым к решению нестандартных проблем. Для решения этой задачи применяются определенные процедуры творческой деятельности:
1. Перенос знаний в новую ситуацию;
2. Видение структуры объекта;
3. Видение новой функции объекта;
4. Учет альтернатив при решении проблемы
5. Комбинирование способов при решении проблемы;
6. Создание принципиально нового способа деятельности.
Учебник по данному курсу является одновременно и тетрадью, дети решают кроссворды, подчеркивают материал, выделяют разыми цветами, пишут, рисуют, сочиняют, раскрашивают. Заданий множество и они самые различные. Какие-то выполняются в классе, какие-то дома, причем по добровольной инициативе, и каждый ребенок усваивает столько, сколько он может усвоить.
Учебник богат художественным, эмоциональным и информационным материалом. В него включены различного рода персонажи, выполняющие две важнейшие функции – информативно-разъясняющую и учебно-организующую. Эти учебно-игровые персонажи обеспечиваю приоритет образного ряда перед текстом в сфере воздействия на сознание учащихся. Обмениваясь короткими репликами, делая короткие замечания, они тем самым вводят в учебнике новые понятия, начинают формировать новые представления. Такой способ введения новой для ребенка информации имеет ряд достоинств: занимательность и краткость, особенно ценные в начальной школе. Персонажи вольны высказывать необычные, подчас неожиданные соображения и это развивает у обучающихся альтернативное мышление, возникает желание искать новое решение. 
Учебно-игровые персонажи позволяют избавиться от командно-назидательного стиля общения с детьми и перейти к совместной продуктивной деятельности. Они эффективно воздействуют на эмоциональную сферу ребенка, завладевают его чувствами, заражают эмоциями. Ребенок начинает кому-то сочувствовать, с кем-то соглашаться или кому-то возражать, он начинает сопереживать и таким образом перестает быть сторонним наблюдателем.
Курс «Окружающий мир» Тарасова Л.В. создает условия для формирования у детей:
1. чувства прекрасного,
2. сопереживания всему живому и заботы о нем,
3. бережному отношению ко всему, что нас окружает, 
4. анализу и оценке своих поступков,
5. ответственности за свои действия.
Как показал опыт, учитель, овладевший идеями «Экологии и диалектики» относительно содержания преподавания курса о природе в начальной школе, сам достаточно сильно меняется и развивается, и в принципе, потом может организовывать творческую деятельность учеников и с другими учебными пособиями, развивать их познавательные и созидательные способности.  
Хотелось бы, чтобы в учебниках нового поколения больше внимания уделялось наследию великого мастера Л.В. Тарасова.



Категория: Мои статьи | Добавил: kipk (07.12.2008)
Просмотров: 995 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 10.05.2024, 08:39
Приветствую Вас Гость

Категории раздела

Мои статьи [8]
Работы учителей [1]
Работы учителей

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Учебник какого автора вы используете?
Всего ответов: 3

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта