Общественная экспертиза учебников

Каталог статей


Учебники по химии – достоинства и недостатки с позиции преподавателя ВУЗа.

Речь пойдет об учебниках, применяемых в Красноярском крае, созданных под руководством следующих авторов: О.С. Габриелян, Н.С. Новошинская, Н.Е. Кузнецова, а также о новых учебниках, созданных коллективом ученых МГУ под руководством В.В. Еремина.

Рассматриваемые учебники предназначены для обучения химии во всех видах общеобразовательных учреждений, полностью соответствуют требованиям обязательного минимума содержания основного общего образования и авторской программе. Информация для углубленного  изучения выделена в учебниках. Доступный язык и логическая последовательность изложения способствуют быстрому усвоению информации. Все авторы постарались сделать так, чтобы содержание было интересным, увлекательным, так большое внимание уделено применению химии в быту, промышленности, технике и т д. Таким образом, главная задача – научить школьников грамотно и ответственно пользоваться теми веществами, которые их окружают, может быть достигнута. В учебниках большое внимание уделено приложениям,  решению задач, справочным материалам, систематизации  учебного материала в виде таблиц  лабораторным работам, экологии и. т. д.     

Если рассматривать глубже подход авторских коллективов: О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова (1), И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская (2), Н.Е. Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара, А.Ю. Жегин (3), В.В. Еремин, А.А.Дроздов, Н.Е. Кузменко , В.В.Лунин (4)  по различным разделам химии, то можно отметить следующее.

 1) Строение атома и периодическая система Д.И. Менделеева: все авторы, кроме Н.Е.Кузнецовой, не дают понятия квантовых чисел, у О.С. Габриеляна рассмотрены только два квантовых числа и то в учебнике 11 класса. Поэтому очень сложно понять, почему есть уровни, подуровни, орбитали в атоме и нужно много зазубривать. Электронные формулы элементов составляются не в порядке возрастания энергии (правило Клечковского), а включая все подуровни энергетического уровня, кроме автора Кузнецовой. В ВУЗе приходится переучивать и доказывать (авторитет учителя школы у ученика иногда преобладает над здравым смыслом), что в электронной формуле сначала заполняется 4S подуровень, потом 3d подуровень и по последнему подуровню определяется электронное семейство элемента (s; p; d; f - элементы).

2) Химическая связь: наиболее подробно, с объяснением геометрической конфигурации молекул, гибридизации атомных орбиталей,

изложена у Кузнецовой Н.Е. и частично у Габриеляна О.С.. Габриелян О.С., объясняя на примере образования иона аммония,  донорно-акцепторный механизм образования связи, не дает четкого объяснения  донор, акцептор, откуда в молекуле аммиака есть неподеленная электронная пара и что такое ион водорода в отличие от атома водорода.

3)  Валентность химических элементов: только у автора Кузнецовой дана схема определения валентности у элементов металлы, неметаллы по периодической системе  и определение валентности по формулам их соединений. Даны общие правила и алгоритм действия при определении валентности.

4) Классы неорганических соединений: все авторы дают подробную характеристику всех классов: определение, номенклатура, состав, классификация,  структурные формулы,  химические свойства и генетическая  связь неорганических соединений. И только понятие основных солей дается авторами   на разных этапах изучения химии, поэтому при   рассмотрении гидролиза солей, образованных слабым основанием сильной кислотой, вызовет трудности в объяснении первой ступени гидролиза.

5) Растворы: все авторы в свете электролитической диссоциации дают определение и диссоциацию кислот, оснований и солей, понятие сильных и слабых электролитов, степень и константа диссоциации, индикаторы  и только у автора Кузнецовой дана таблица с указанием конкретных примеров слабых и сильных электролитов, а также понятие - ионное произведение  воды. Вызывает интерес  идея  Габриеляна О.С. о единстве органической и  неорганической химии на примере гидролиза солей.

6) Учение о химических реакциях: наиболее четко дана классификация  реакций  у Кузнецовой  Н.Е., а также понятие о тепловом эффекте реакции, энергии Гиббса, прогнозировании реакций, но есть неточности в написании термохимического уравнения  (учебники 8, 9, 11 классы), в окислительно – восстановительных реакциях дан метод полуреакций.                   

7) Скорость химических реакций, химическое равновесие: у всех авторов достаточно подробно рассмотрены факторы, влияющие на скорость химических реакций и химическое равновесие. Даны примеры расчета.

8) Химия элементов: свойства элементов рассмотрены в полном объеме у всех авторов исходя из положения элемента в периодической системе Д.И. Менделеева.

9) Органическая химия: дана в полном объеме у всех авторов, но  в разных классах  обучения с разрывом курса органической химии и только у Новошинской Н.С. данный курс изучается полностью в 11 классе. Кроме того,  все авторы  рассматривают  такие разделы, которые должны вызвать интерес школьников: биологически активные  соединения (Габриелян О.С, Новошинская Н.С.), химия и жизнь, экологические проблемы химии (Кузнецова Н.Е.), химия в повседневной жизни, химия на службе общества (Еремин В.В.) .  

10)  Методы научного познания: рассматриваются  у Кузнецовой Н.Е. подробно, что позволит самостоятельно получать и комплексно применять знания, проводить экспериментальные и теоретические исследования, решать разные проблемы.

11) Приложения, справочные материалы, лабораторные практикумы, решение задач могут вызвать интерес у школьников и научить их использовать в повседневной жизни, например, определение РН почвы, анализ воды, методы разделения смесей , сплавы и их назначение, источники поступления йода в организм человека и т. д.

Исходя из анализа учебников, созданных под руководством Габриеляна О. С., Новошинской Н. С., Кузнецовой Н. Е., Еремина В.В., следует отметить такие их достоинства:

1) Четкость определений.

2) Систематизация учебного материала в виде таблиц.

3) Алгоритмы решения задач и ответы к задачам для самостоятельной работы.

4) Выводы (подробные после каждого раздела).

5) Вопросы и задания, вызывающие интерес у школьников.

6) Химический язык (символика, терминология, номенклатура).

7) Классификация химических реактивов по степени чистоты  (Ч - чистый, ЧДА - чистый для анализа, ХЧ - химически чистый, СПЧ – спектрально чистый, ОСЧ – особенно чистый) и сфера их применения.

8) Способы разделения гетерогенных смесей (отстаивание, фильтрование, действие магнитом, экстрагирование) и  гомогенных смесей (перегонка, кристаллизация, возгонка и кристаллизация, плавление и кристаллизация).

9) Лабораторные и практические работы с элементами исследования.

10) Генетическая связь основных классов неорганических соединений.

11) Подробно химия  элементов  с написанием реакций, систематизированием в виде таблиц, практические задания, качественные  реакции, биологическая роль.     

12) Методы научного познания.

13) Химия и жизнь (биологически активные вещества, химические продукты в живых организмах, химия и здоровье, свойства бытовой химии, химия на дачном участке, химия средств гигиены и т. д. )

14) Технологические основы получения веществ и материалов, составляющие технологии.

15) Экологические проблемы химии (формирование экологической культуры у человека , основные направления защиты окружающей среды от химического загрязнения: предупреждение образования отходов , обезвреживание образующихся отходов, нейтрализация загрязнителей в окружающей среде, мониторинг, важнейшие экологические проблемы: образование смога, загрязнение атмосферы токсикантами ,кислотные дожди ,разрушение озонового слоя.

Недостатки учебников:

1) Единый подход к формированию учебников  8, 9 , 10, 11 классов  отсутствует - неорганическая и органическая химия изучается в разных  классах.  Если школьник переехал и там пользуются другими учебниками, то он может пропустить полностью органическую  химию, а неорганическую уже закончить. Поэтому желательно  8 , 9 классы изучение неорганической  химии, 10 класс – органической химии , 11 класс – обобщенный учебник  по типу пособия для поступающих в Вузы.

2) Один стереотип понятий и определений  отсутствует, например, строение  атома (составление электронных формул  элементов, тепловой эффект реакций)

3) Много интересных заданий в учебниках, но мало времени дается на изучение курса химии по имеющимся программам, поэтому нет возможности вести в данном формате полноценную подготовку к ЕГЭ.

Категория: Мои статьи | Добавил: kipk (02.12.2008)
Просмотров: 8176 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 10.05.2024, 03:07
Приветствую Вас Гость

Категории раздела

Мои статьи [8]
Работы учителей [1]
Работы учителей

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Учебник какого автора вы используете?
Всего ответов: 3

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Друзья сайта