Понимая необходимость помочь современному школьнику открыть для себя вероятную природу окружающего мира, познакомить со случайными явлениями, показать, что в мире случайностей можно хорошо ориентироваться, и более, того активно действовать. Л.В.Тарасов написал книгу под названием «Мир, построенный на вероятности», книга вышла в издательстве «Просвещение» в 1984 году. Тогда же Тарасов начал разрабатывать концепцию и структуру модели общего образования «Экология и диалектика», идеи, и сам материал этой книги подсказали ему мысль ввести в разрабатывавшуюся модель специальный учебный предмет, посвящённый вероятности и вероятным закономерностям. Тогда же в 1988 г. родилось название предмета – «закономерности окружающего мира (ЗОМ)». Идея и структура этого предмета была представлена так: Задача: заложить основы вероятностного мышления учащихся, показать, что вероятностные закономерности наблюдаются везде в человеческой практике и являются фундаментальными закономерностями в природе. Изучая данный предмет, учащиеся пройдут через три этапа. I – вероятность в играх и развлечениях (случайные числа, случайные события, дискретные случайные величины, их распределения, случайные процессы). II – вероятность в человеческой практике ( системы массового обслуживания, очереди, статистические испытания, игры и принятия решения в условиях неопределённости, управление, информация, кибернетические системы, отбор информации из шума ). III – вероятностные закономерности в естествознании: физике, химии, биологии. Сегодня представления о задачах и структуре курса «ЗОМ», конечно, претерпели определённую корректировку, но в целом остались прежними. Автор замечает, что закладывать основы вероятностного мышления учащихся, по сути дела, не требуется – ребёнок приходит в школу, уже имея эти «основы» (в силу природных задатков у ребёнка довольно рано формируется вариативное восприятие мира). Просто надо развивать эти «основы». Новый предмет «ЗОМ» появился в школах, отрабатывающих модель «Экология и диалектика». Он стал одним из тех принципиальных предметов, которые выражают саму специфику этой модели.
Человеческая практика вызвала к жизни целый ряд теорий, основанных на использовании вероятностных подходов и методов. Такими являются, например, теория массового обслуживания (ее называют также теорией очередей), теория игр, теория управления и самоуправления (она известна также как кибернетика). В теории массового обслуживания изучаются разнообразные жизненные ситуации, когда надо принимать решение в условиях неопределенностей. Вот пример: сколько машин скорой помощи надо иметь в данном городе? Если иметь в виду, что число жителей в городе как-то меняется со временем, а главное, неизвестно, сколько людей и когда именно обратятся за помощью? Современное общество не может обойтись без разветвленной сети систем массового обслуживания. К ним относятся телефонные станции, магазины, поликлиники, предприятия общественного питания, билетные кассы, автозаправочные станции, парикмахерские и т.п. Несмотря на разнообразие, все эти системы имеют общие черты и общие проблемы. Одной из таких проблем является проблема очередей. Когда мы приходим в поликлинику, билетную кассу, магазин, парикмахерскую, нам, как правило, всегда приходится встать в очередь. Очереди подстерегают нас везде. Вот вы набираете номер на телефонном диске и слышите частые гудки. Занято! Это вы получили приглашение встать в очередь. Ясно, что источник подобных проблем лежит в случайном характере явлений, происходящих в системах массового обслуживания. Случаен поток вызовов, поступающих на телефонную станцию, случайна длительность телефонного разговора. Случайности принципиально нельзя устранить, но их можно должным образом учесть и рационально организовывать. Систему массового обслуживания начали исследовать в первой четверти 20 века. Были сформулированы и рассмотрены математические задачи, в которых моделировались случайные процессы в системах с дискретными состояниями. Вот тогда и возникло новое направление в теории вероятностей, названное по предложению видного российского математика А.Я. Хингина теорией массового обслуживания. В теории игр изучаются ситуации, в которых надо принимать решения в условиях, когда нашим целям противостоят противоположные цели другой стороны, когда нашей воли противостоит другая воля. Подобные ситуации встречаются в жизни часто - это так называемые конфликтные ситуации. Они характерны для военных действий, при поиске преступника, для игровых видов спорта. Они часто возникают при решении различных экономических и политических проблем. Принимая решение об установке цены товара, продавец на рынке учитывает возможную реакцию потенциального покупателя. Проводя предвыборную кампанию, политическая партия должна предвидеть действия других партий, участвующих в борьбе за власть. Необходимость обоснования оптимальных решений, принимаемых в тех или иных конфликтных ситуациях, привела к возникновению специального направления в современной математике - теории игр. Под термином « игра» здесь понимается упрощенная математическая модель рассматриваемой конфликтной ситуации. История кибернетики началась, как принято считать, с 1948 года - когда Н. Винер опубликовал свою знаменитую книгу «Кибернетика, или управление и связь в животном и машине». Кибернетику можно назвать наукой о борьбе с хаосом, если исходить из того, что управление противодействует дезорганизации и разрушению, вызываемыми всевозможными случайными факторами. Кибернетические системы весьма разнообразны - роботы, автоматические регуляторы, ЭВМ, человеческий мозг, биологические популяции, человеческое общество. Каждая кибернетическая система - это множество взаимосвязанных объектов, способных воспринимать, запоминать, перерабатывать информацию, а также обмениваться ею. Поэтому более строго кибернетику следовало бы назвать наукой об информации. Информация-главное понятие в кибернетике. Оно имеет вероятностную природу. На современном этапе развития кибернетики можно выделить несколько быстро развивающихся теорий, составляющих теоретическое ядро этой науки. К ним относятся: теория информации, теория алгоритмов, теория автоматов, исследование операций, теория оптимального управления, теория распознавания образов. Одна из важнейших проблем теории информации - проблема генерации, получения информации. Информация рождается из шума, в хаосе- том самом хаосе, который с другой стороны, уничтожает информацию. Соответствующее направление в теории так и называется: отбор информации из шума, или, иначе, теория случайного поиска. К сожалению, современные школьники часто не имеют никакого представления о всем этом, а кибернетику путают с робототехникой. Они не знают, что такое информация и, естественно, не интересуются, как она возникает, откуда появляется. Вряд ли они задумывались над удивительными стихами Б. Окуджавы: Музыкант играл на скрипке – я в глаза ему глядел Я не то, чтоб любопытствовал, - я по небу летел. Я не то, чтобы от скуки, - я надеялся понять, Как умеют эти руки эти звуки извлекать Из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил Из какой-то там фантазии, которой он служил. Коротко говоря, курс ЗОМ должен учить детей диалектике реального мира, должен готовить их к жизни в мире, где все определяет не только необходимость, но и случайность, выступающая в диалектическом единстве с необходимостью. Ясно, что необходимое с позиций экологии сознательное регулирование биосферных процессов возможно лишь при условии глубокого понимания, предлагающего проникновение в диалектическую природу реальных процессов. Через вероятность выражается диалектика необходимого и случайного (как в природе, так и в практической деятельности людей). Курс ЗОМ напрямую выходит как на экологию, так и на диалектику. Поэтому автор считает его стержневым курсом в модели « Экология и диалектика». В 9 классе курс ЗОМ решает две очень важные задачи: 1) знакомит учащихся с общей закономерностью развития естественных наук: сначала возникали теории динамического типа, но с середины 19 столетия стали появляться статистические (вероятностные) теории, которые в настоящее время решительно вышли на первый план, демонстрируя фундаментальность вероятностных закономерностей; 2) ЗОМ-9 не только осовременивает преподавание в школе естественных дисциплин, но и берет на себя ознакомление учащихся с рядом разделов из этих дисциплин. Это касается, прежде всего, физики. Между курсом физики и ЗОМ-9 не просто тесные связи, а непосредственное взаимодействие и даже взаимопроникновение. Не столь обширное, но все же существует взаимодействие также между ЗОМ-9 и курсами биологии и химии. Программа курса в 9 классе содержит пять тем: 1) Путь познания: от динамических теорий к статистическим, или фундаментальность вероятностных закономерностей. 2) Последний триумф динамических закономерностей: теория относительности. 3) Вероятность в классической физике – новый взгляд на механику, электродинамику, оптику. 4) Проникновение в микромир: квантовая механика, атомная и ядерная физика, физика элементарных частиц. 5) Статистические закономерности – основа общей биологии (здесь имеют ввиду прежде всего законы генетики). Отметим закономерности случайного комбинирования генов при скрещивании, установленные Г. Менделем в середине 19 века, а также открытые позднее Т. Морганом закон совместного наследования сцепленных генов и явление перекреста хромосом. Картина мутаций обнаруживает закономерность, выражаемую законом гомологических рядов, открытым Н.И.Вавиловым. Генетика – принципиально статистическая теория; она дала строгое научное обоснование дарвиновской теории происхождения и эволюции видов, объяснила, как именно происходит наследование измененных признаков). Генетика и эволюционная теория ярко демонстрирует фундаментальность вероятностных закономерностей в биологии. Тема «Вероятность в биологии» включает в себя такие проблемы, как возникновение жизни на Земле, изменение численности популяций, моделирование процессов в нервной системе, создание модели человеческого мозга и др. Сюда относятся также сложные экологические проблемы; их решение в рамках только динамических закономерностей не представляется возможным. Вероятностные закономерности просматриваются на всем протяжении изучения курса химия, начиная с 7 класса. Например, в темах «Вещества и их превращения», «Строение атома и периодический закон строения химических элементов», «Закономерности протекания химических реакций», «Теория электролитической диссоциации» и т.д. Идеи Л. В. Тарасова опередили свое время. Начиная с 5 класса в курс нынешней математики общеобразовательной школы вводится стохастическая линия (теория вероятности), что предлагал и предвидел 17 лет назад Л. В. Тарасов. Дети, изучающие ЗОМ, умеют: 1) анализировать; 2) конструировать; 3) выбирать оптимальное решение; 4) увидеть закономерность явления и составить его математическую модель. Работа с новым курсом доставляла огромную творческую радость учителю и детям, его изучавшим. Дети понимали, что они учатся мыслить категориями новой науки, науки нового времени. Нужно, чтобы идеи Л.В. Тарасова, заложенные в этот замечательный курс, нашли свое место в учебниках нового поколения. | |
Просмотров: 2647 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела | ||
---|---|---|
|
Вход на сайт |
---|
Поиск |
---|
Наш опрос |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Друзья сайта |
---|