Речь пойдет об учебниках, применяемых в Красноярском крае, созданных под руководством следующих авторов: О.С. Габриелян, Н.С. Новошинская, Н.Е. Кузнецова, а также о новых учебниках, созданных коллективом ученых МГУ под руководством В.В. Еремина. Рассматриваемые учебники предназначены для обучения химии во всех видах общеобразовательных учреждений, полностью соответствуют требованиям обязательного минимума содержания основного общего образования и авторской программе. Информация для углубленного изучения выделена в учебниках. Доступный язык и логическая последовательность изложения способствуют быстрому усвоению информации. Все авторы постарались сделать так, чтобы содержание было интересным, увлекательным, так большое внимание уделено применению химии в быту, промышленности, технике и т д. Таким образом, главная задача – научить школьников грамотно и ответственно пользоваться теми веществами, которые их окружают, может быть достигнута. В учебниках большое внимание уделено приложениям, решению задач, справочным материалам, систематизации учебного материала в виде таблиц лабораторным работам, экологии и. т. д. Если рассматривать глубже подход авторских коллективов: О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова (1), И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская (2), Н.Е. Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н. Гара, А.Ю. Жегин (3), В.В. Еремин, А.А.Дроздов, Н.Е. Кузменко , В.В.Лунин (4) по различным разделам химии, то можно отметить следующее. 1) Строение атома и периодическая система Д.И. Менделеева: все авторы, кроме Н.Е.Кузнецовой, не дают понятия квантовых чисел, у О.С. Габриеляна рассмотрены только два квантовых числа и то в учебнике 11 класса. Поэтому очень сложно понять, почему есть уровни, подуровни, орбитали в атоме и нужно много зазубривать. Электронные формулы элементов составляются не в порядке возрастания энергии (правило Клечковского), а включая все подуровни энергетического уровня, кроме автора Кузнецовой. В ВУЗе приходится переучивать и доказывать (авторитет учителя школы у ученика иногда преобладает над здравым смыслом), что в электронной формуле сначала заполняется 4S подуровень, потом 3d подуровень и по последнему подуровню определяется электронное семейство элемента (s; p; d; f - элементы). 2) Химическая связь: наиболее подробно, с объяснением геометрической конфигурации молекул, гибридизации атомных орбиталей, изложена у Кузнецовой Н.Е. и частично у Габриеляна О.С.. Габриелян О.С., объясняя на примере образования иона аммония, донорно-акцепторный механизм образования связи, не дает четкого объяснения донор, акцептор, откуда в молекуле аммиака есть неподеленная электронная пара и что такое ион водорода в отличие от атома водорода. 3) Валентность химических элементов: только у автора Кузнецовой дана схема определения валентности у элементов металлы, неметаллы по периодической системе и определение валентности по формулам их соединений. Даны общие правила и алгоритм действия при определении валентности. 4) Классы неорганических соединений: все авторы дают подробную характеристику всех классов: определение, номенклатура, состав, классификация, структурные формулы, химические свойства и генетическая связь неорганических соединений. И только понятие основных солей дается авторами на разных этапах изучения химии, поэтому при рассмотрении гидролиза солей, образованных слабым основанием сильной кислотой, вызовет трудности в объяснении первой ступени гидролиза. 5) Растворы: все авторы в свете электролитической диссоциации дают определение и диссоциацию кислот, оснований и солей, понятие сильных и слабых электролитов, степень и константа диссоциации, индикаторы и только у автора Кузнецовой дана таблица с указанием конкретных примеров слабых и сильных электролитов, а также понятие - ионное произведение воды. Вызывает интерес идея Габриеляна О.С. о единстве органической и неорганической химии на примере гидролиза солей. 6) Учение о химических реакциях: наиболее четко дана классификация реакций у Кузнецовой Н.Е., а также понятие о тепловом эффекте реакции, энергии Гиббса, прогнозировании реакций, но есть неточности в написании термохимического уравнения (учебники 8, 9, 11 классы), в окислительно – восстановительных реакциях дан метод полуреакций. 7) Скорость химических реакций, химическое равновесие: у всех авторов достаточно подробно рассмотрены факторы, влияющие на скорость химических реакций и химическое равновесие. Даны примеры расчета. 8) Химия элементов: свойства элементов рассмотрены в полном объеме у всех авторов исходя из положения элемента в периодической системе Д.И. Менделеева. 9) Органическая химия: дана в полном объеме у всех авторов, но в разных классах обучения с разрывом курса органической химии и только у Новошинской Н.С. данный курс изучается полностью в 11 классе. Кроме того, все авторы рассматривают такие разделы, которые должны вызвать интерес школьников: биологически активные соединения (Габриелян О.С, Новошинская Н.С.), химия и жизнь, экологические проблемы химии (Кузнецова Н.Е.), химия в повседневной жизни, химия на службе общества (Еремин В.В.) . 10) Методы научного познания: рассматриваются у Кузнецовой Н.Е. подробно, что позволит самостоятельно получать и комплексно применять знания, проводить экспериментальные и теоретические исследования, решать разные проблемы. 11) Приложения, справочные материалы, лабораторные практикумы, решение задач могут вызвать интерес у школьников и научить их использовать в повседневной жизни, например, определение РН почвы, анализ воды, методы разделения смесей , сплавы и их назначение, источники поступления йода в организм человека и т. д. Исходя из анализа учебников, созданных под руководством Габриеляна О. С., Новошинской Н. С., Кузнецовой Н. Е., Еремина В.В., следует отметить такие их достоинства: 1) Четкость определений. 2) Систематизация учебного материала в виде таблиц. 3) Алгоритмы решения задач и ответы к задачам для самостоятельной работы. 4) Выводы (подробные после каждого раздела). 5) Вопросы и задания, вызывающие интерес у школьников. 6) Химический язык (символика, терминология, номенклатура). 7) Классификация химических реактивов по степени чистоты (Ч - чистый, ЧДА - чистый для анализа, ХЧ - химически чистый, СПЧ – спектрально чистый, ОСЧ – особенно чистый) и сфера их применения. 8) Способы разделения гетерогенных смесей (отстаивание, фильтрование, действие магнитом, экстрагирование) и гомогенных смесей (перегонка, кристаллизация, возгонка и кристаллизация, плавление и кристаллизация). 9) Лабораторные и практические работы с элементами исследования. 10) Генетическая связь основных классов неорганических соединений. 11) Подробно химия элементов с написанием реакций, систематизированием в виде таблиц, практические задания, качественные реакции, биологическая роль. 12) Методы научного познания. 13) Химия и жизнь (биологически активные вещества, химические продукты в живых организмах, химия и здоровье, свойства бытовой химии, химия на дачном участке, химия средств гигиены и т. д. ) 14) Технологические основы получения веществ и материалов, составляющие технологии. 15) Экологические проблемы химии (формирование экологической культуры у человека , основные направления защиты окружающей среды от химического загрязнения: предупреждение образования отходов , обезвреживание образующихся отходов, нейтрализация загрязнителей в окружающей среде, мониторинг, важнейшие экологические проблемы: образование смога, загрязнение атмосферы токсикантами ,кислотные дожди ,разрушение озонового слоя. Недостатки учебников: 1) Единый подход к формированию учебников 8, 9 , 10, 11 классов отсутствует - неорганическая и органическая химия изучается в разных классах. Если школьник переехал и там пользуются другими учебниками, то он может пропустить полностью органическую химию, а неорганическую уже закончить. Поэтому желательно 8 , 9 классы изучение неорганической химии, 10 класс – органической химии , 11 класс – обобщенный учебник по типу пособия для поступающих в Вузы. 2) Один стереотип понятий и определений отсутствует, например, строение атома (составление электронных формул элементов, тепловой эффект реакций) 3) Много интересных заданий в учебниках, но мало времени дается на изучение курса химии по имеющимся программам, поэтому нет возможности вести в данном формате полноценную подготовку к ЕГЭ. | |
Просмотров: 8394 | |
Всего комментариев: 0 | |
Категории раздела | ||
---|---|---|
|
Вход на сайт |
---|
Поиск |
---|
Наш опрос |
---|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 5 Гостей: 5 Пользователей: 0 |
Друзья сайта |
---|